КАК ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ НА МЕСТНОСТИ

при помощи карты и компаса или без них

Туристические узлы

Автор Кирилл Опубликовано: Ноябрь - 24 - 2011

Абсолютное большинство людей завязывает узлы каждый день — это шнурки на ботинках или школьные банты или галстук. Несмотря на то, что люди завязывают узел их каждый день, большинство знает и постоянно пользуется всего лишь 2-3 узлами.
Прогресс не стоит на месте, изобретаются новые материалы, привычные нитки, шнурки, бельевые веревки сменяются более современными креплениями, но не сдают своих позиций совсем. Может быть, когда-нибудь и наступит время, в котором людям не придется сталкиваться с завязыванием узлов — вряд ли только это случится скоро. Даже если это произойдет, останется огромное количество профессий и занятий, в которых они по-прежнему будут применяться.

История их возникновения уходит в далекое прошлое. Конечно гибкие материалы, такие как веревки, на службе человечества появились гораздо позднее, чем палка-копалка или шелльское рубило. Однако их история гораздо более древняя, чем история колеса или лука со стрелами.

Одни из первых узлов найденных археологами относят к неолиту (концу каменного века). Более широко они начали применяться в бронзовом веке, когда с их помощью начали изготавливать орудия труда и оружие.

Они также были широко известны в Древнем Египте, Греции и Риме. В египетских гробницах, на кораблях, приготавливаемых для путешествия фараона в загробный мир были обнаружены прямые и выбленочные узлы в элементах такелажной оснастки.

В Древней Греции и Риме прямой узел имел собственное имя — Nodus Hercules – узел Геркулеса. Согласно древнегреческим мифам, после выполнения своего первого подвига Геркулес носил на своем торсе шкуру Немейского льва, передние лапы которого были связаны при помощи прямого узла.

Южноамериканские инки тоже широко применяли их в своем обиходе, так один из них, сейчас известный, как «кровавый» они использовали в узелковом письме. Они изменяли количество шлагов в узле, создавая таким образом разные значения.

Наибольшего развития искусство вязать узлы достигло во времена эпохи географических открытий, сопровождающееся развитием торгового мореплавания. Большое количество парусных кораблей, вся оснастка, которых состояла из веревок и тросов, привело к созданию новых видов и большей известности существующих. Такая ситуация продолжалась в течение нескольких веков пока парусный флот не был вытеснен пароходами в конце 19 — начале 20 века.
Сейчас умение вязать узлы имеет намного меньшее значение, чем в 19 веке например, но все равно остается достаточно количество областей в которых обойтись без него будет нельзя.

Одна из таких областей – применение их в туристических походах. Для туристических узлов характерна своя специфика отличающая их от, например, морских. Так, в туристической практике вряд ли придется соединять два толстых троса, что можно считать одной из обычных задач, решаемых при помощи морских. В походах часто придется пользоваться карабинами. Это привело к появлению целой группы предназначенных для этого узлов.

прочность узла

Говоря об узлах, завязываемых на относительно нетолстых веревках и тросах нужно упомянуть о том, что узел снижает прочность веревки, на которой он завязан. Любые из них уменьшают прочность не менее, чем в 2 раза (беседочный, например на 60%).Об этом нужно помнить, выбирая веревки или тросы для похода. У каждой веревки, кроме того, есть радиус минимальной кривизны – он показывает насколько сильно можно согнуть веревку без появления в ней микроразрывов и, как следствие, потери ее прочности.

веревка

Какие же они бывают туристические узлы?

Самый простой из них так и называется – простой. Он может быть левым и правым. Чтобы его завязать нужно сделать полуузел ходовым концом веревки за её коренной конец. Он сильно ослабляет веревку на которой он завязан. Сам по себе он в туризме практически не используется, но служит составной основой для более сложных и надежных узлов.

Широкое распостраниение получил и бабий, применять который в туризме не стоит.
Всем он знаком с детства. Чтобы завязать его нужно завязать два простых полуузла, один над другим не изменяя направления (в одну сторону).
Свое название он получил из-за того, что на Руси женщины традиционно подвязывали этим узлом головные платки. Он считается ненадежным и опасным, если нужно прочно связать две веревки. Если веревку, завязанную таким образом потянуть, он начнет сдвигаться в сторону нагрузки. Оказавшись у конца веревки, он обязательно сползет.

Самым известным по праву считается беседочный узел, который иногда называют булинь, что не совсем верно. Беседочным называется потому, что на флоте, где он достаточно часто использовался, его применяли для крепления «беседки» (доски, закрепленной на петлях из веревки или троса и опускаемой на наружный борт судна для выполнения там каких-нибудь работ). Второе имя он получил по названию снасти – «булинь», которая крепится только этим с его помощью.
Он достаточно просто завязывается (тренированные туристы легко завязывают его одной рукой), очень прочен, ни при каких обстоятельствах он не начнет ползти, независимо от того, насколько велика будет нагрузка. Несмотря на свою суперпрочность узел достаточно просто развязывается.
Туристический беседочный узел — основной при создании грудной обвязки.

Существует специальная группа узлов для привязывания к карабинам. Они называются карабинными или проводниками. Наиболее часто для этих целей применяется «фламандская петля». Для того чтобы завязать её нужно сложить ходовой конец вдвое и образовавшимся двойным ходовым концом сделать узел «восьмерка».
Не рекомендуется вязать его в середине веревки, так как он значительно её ослабляет. Желательно завязывать простой контрольный узел на свободном ходовом конце.

Написать комментарий